БЕЗ ПАФОСА [«Норд-Ост». Сорок первый день" Григория Заславского в ТЕАТР. DOC]
Ведомости (10-12-2002)

Журналист и театральный критик Григорий Заславский, который во время событий на Дубровке вел прямой эфир на FM-радио «Маяк 24», привел в помещение театра DOC в Трехпрудном трех участников октябрьский событий. 
Актер Олег Голуб был на сцене, когда начался второй акт, и в зале среди заложников — оставшиеся трое суток; ассистент режиссера Олег Кленин был в своем офисе за сценой и видел все по телевизору после выхода наружу, «так что для меня это все какой-то фильм»; выпускница ВГИКа Рада Новикова снимала свой фильм под сценой, в помещении гей-клуба, и поняла все по реакции охранников, прилипших к мониторам: «Что ты там снимаешь — вот настоящее кино! » Ведущий только задавал вопросы и рулил ходом воспоминаний. Самое интересное в них — момент перехода от незнания к знанию, от шока — к допущению, казалось бы, невозможного. «Я подумал — ну вот, ОМОН, проводит операцию, господи, как это неправильно: зритель не так поймет ход спектакля! » Невозможно поверить, потому что это происходит с тобой, на твоей работе, во время твоего спектакля.

Непомерное зло каждый очеловечивает по-своему: «Какой-то мужик на балконе ка-а-ак чихнет, все так и замерли. И закрыли уши руками. А секунду спустя расхохотались — и боевики, и заложники».

Заславский пояснил, что меньше всего ему хотелось, чтобы получилось что-то вроде спектакля «Руанда. 1994», в котором непосредственные участники трагических событий в африканском государстве и родственники погибших рассказывали, как все было. Зритель рыдал, а потом вспоминал, что уже не один спектакль сыгран и не один фестиваль посещен. Успех мероприятию обеспечен, равно как и риск обвинения в профанации. 

Участники акции в театре DOC более всего боялись проявить неделикатность. «Это не спектакль о трагедии, — предупредили они зрителей, пришедших в тот вечер в театр, — трагедия вместе со списками погибших просто не может вместиться в рамки театрального зрелища».

В результате вышло исследование не столько того, как все было, сколько ситуации «человек в предлагаемых обстоятельствах». С тем лишь уточнением, что и обстоятельства, и состав участников оказались совершенно конкретными. Как это и предписано законами документального театра.

Кристина Матвиенко


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru