ДЕКОНСТУКЦИЯ КЕНТАВРА [Критик возмущен]
«Пленные духи» братьев Пресняковых. Режиссер Владимир Агеев. Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина
Вечерний клуб (16-01-2003)

«А что, этот Блок был полный придурок?» — шепотом спрашивала моя соседка, дама приятной наружности, у своей подружки, дамы еще более приятной. «Да я помню, что ли?» — пожав плечами, ответствовала та. Галопируя, с заливистым ржанием, на сцену выскочил Андрей Белый. Там его встретил сутулый икающий дебил — Александр Блок. Вскоре им предстояло стреляться…

Центр драматургии и режиссуры чрезвычайно чуток к современной пьесе. Мимо новых московских любимцев — екатеринбуржцев братьев Пресняковых — здесь пройти не могли.

Помните Толстого, который «очень любил детей», Достоевского, который случайно поджег керосиновую лавку, или Тургенева, который всего боялся и поэтому то и дело уезжал в Баден-Баден? Победители конкурса «Новая драма» в таком вот хармсовском духе потоптались на символистах.

Андрей Белый, засланный патриархом символизма Брюсовым, прибывает в блоковское имение Шахматове дабы познакомиться с начинающим поэтом и заодно вызнать, какая такая Прекрасная Дама там объявилась. На Белом красный с замысловатыми узорами костюм, чемоданы при нем удобные, на колесиках, с выдвижной ручкой. А в Шахматове течет тихая семейная жизнь: Сашенька Блок жалуется маменьке на ойнерофобию — боязнь снов, а та его убеждает, что Прекрасная Дама — это она, маменька, и есть. Слуга Сенька потряхивает копьем, шелестит перьями на голове и смотрит умными глазами.

Требование предъявить Даму застает нервного поэта врасплох. Его сметливая родительница решает не попустить поругания репутации сынули и Незнакомку сочиняет. Гостя ведут на вечерний чай в соседское имение, где проживает с дочерью лопатобородый химик, недавно выдумавший какую-то таблицу

Легкость в мыслях, как у Хлестакова — необыкновенная: очевидно, что продолжать таким образом историю мировой литературы авторы могут вплоть до самих себя, любимых. Сюжета, как и смысла, нет и, кажется, не предполагалось.

Продвинутые почитатели новой драмы непременно расскажут тут про деконструкцию мифа, продесакрализацию культовых фигур, не забудут, конечно, об интерпретации и архетипе. Да и про что еще вспомнить, когда Андрей Белый утверждает, что он кентавр, а потому ржет, скачет и бежит к водопою. Один из братьев, говорят, об Андрее Белом защитил диссертацию, а значит, о кентаврах знает не понаслышке. Мне же это все напоминает «Маски-шоу» — много бегают, много падают, только слов говорят больше и глубокомысленнее. А анекдот мог бы быть немного поостроумней, да и покороче.

Мария Львова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru