ТОК-ШОУ О ТОК-ШОУ [Годовщина ТЕАТР. DOC. «Большая жрачка» Вартанова / Маликова]
Драматурги-документалисты занялись шпионажем на телевидении
Коммерсантъ (21-02-2003)


Сегодня отмечает первую годовщину своего существования московский центр документальной и социальной пьесы “TeaTp. doc”. К своему юбилею театр приготовил премьеру — документальный спектакль «Большая жрачка» о телевизионных ток-шоу. Праздничным угощением чуть не подавилась МАРИНА ШИМАДИНА. 

“TeaTp. doc”, который придумали и основали драматурги Елена Гремина, Михаил Угаров и Ольга Михайлова, за год своего существования умудрился стать одной из самых интересных и модных точек московской театральной жизни. Подвальчик в Трехпрудном переулке, который вмещает от силы человек пятьдесят плюс десять на полу, по сути, является открытой театральной площадкой. За год под крылом нестрогого худсовета театра тут успел вывестись десяток необычных спектаклей от разных режиссеров. Правда, здешние некоммерческие спектакли, поставленные, как правило, на трех стульях и подоконнике, больше походят на читки новых пьес. Но от рощинского центра драматургии и режиссуры или семинаров в Любимовке, которые тоже занимаются новой драмой, “TeaTp. doc” отличается своей концептуальностью.

Он был основан ради одной идеи — создания и постановки документальных пьес — и последовательно продвигает ее в жизнь. С подачи английских коллег из лондонского театра «Роял Корт», завезших в Россию драматургическую технику Verbatim, российские драматурги, режиссеры и просто энтузиасты стали ходить повсюду с включенными диктофонами и потом, вооружившись монтажными ножницами, склеивать из этой хаотичной и дымящейся правды жизни нечто похожее на спектакли. Новая техника оказалась на удивление податливой и эффективной. Благодаря ей со зрителями от первого лица разговаривали заключенные женской колонии и малолетние фанатки, матерые шахтеры и солдаты-новобранцы.Оказалось, что с помощью Verbatim можно рассказывать о чем угодно, хоть о жизни ночной Москвы, хоть об интимных девичьих тайнах. И все будет выглядеть эффектно, потому что как в жизни, но гуще и динамичнее.

Авторы «Большой жрачки» Александр Вартанов и Руслан Маликов пошли еще дальше. Материал для своего спектакля о съемках скандальных телевизионных ток-шоу они собирали методом промышленного шпионажа. То есть люди, которым принадлежат вынесенные на сцену реплики и диалоги, не знали, что их речь записывают на пленку. Поэтому правда жизни в спектакле получилась до такой степени густой и наваристой, что детям до 16, а также беременным и просто слабонервным его смотреть не рекомендуется, о чем создатели честно предупреждают. Но, предвидя все же праведный гнев оставшихся в зале зрителей, авторы спектакля снабдили его еще и эпиграфом «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Рожа, если верить зеркалу, действительно хуже не придумаешь. Некогда неглупые и образованные, судя по проблескам сознания, люди ругаются, кричат, беспрестанно курят и пьют, между делом на ходу занимаются сексом и не могут связать трех слов без мата. Истощившаяся фантазия редакторов, придумывающих скандальные сюжеты для ток-шоу вроде «Большой стирки», «Окон» и пр., беспомощно блуждает вокруг материально-телесного низа, не в состоянии породить ничего, кроме шуток про «х» и «ж».

Но помимо яркой картинки драматургам удалось записать и вставить в спектакль и рефлексию на эту тему. Опустошенные после съемок подставные актеры, только что прилюдно обливавшие друг друга грязью, долго (минуты три!) молча курят, после чего начинают рассуждать, есть ли в этом одурачивании населения какой-то кайф или, наоборот, ежедневное копание в грязном белье открывает в человеке собственные неисчерпаемые резервуары мерзости.

Этот спектакль о том, как делается спектакль, эта изнанка кухни чем-то напоминает столь модные сегодня реальные шоу. Но, хотя в нем играют актеры, выглядит все это пугающе правдоподобно и куда реальнее какой-нибудь «Фабрики грез». Очевидно, что год работы с Verbatim для театра не прошел даром и драматурги научились не просто щеголять новой техникой, а грамотно использовать ее в создании спектакля.

Авторам «Большой жрачки» удалось не просто собрать красноречивый материал, но и склеить из него довольно крепкое действо с динамичными и смешными сценками, с вразумительными диалогами, с сюжетной завязкой, развязкой и кульминацией — съемкой передачи, в которой участвуем и мы, зрители. Но, по словам авторов спектакля, содержание финальной сцены, то есть снимаемой передачи, будет меняться раз в месяц. Пока «пипл хавает», недостатка в материале не будет.

Фото:

 — Человек, измазанный паштетом, — это сюрприз первой серии «Большой жрачки». Дальше будут новые

ФОТО МИХАИЛА ГУТЕРМАНА

Марина Шимадина


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru