КОФЕ И ЗРЕЛИЩ! [Фестиваль «Камерата». «Кислород» Ивана Вырыпаева]
Без первого челябинский зритель еще сможет обойтись, а вот без второго…
Лидер (Челябинск) (11-03-2003)

Челябинский театральный фестиваль «Камерата-транзит» образца 2003 года теперь будет прочно ассоциироваться у меня с известной швейцарской торговой маркой. Девушки-промоутеры в обязательной униформе цвета кофе с молоком поили бодрящим напитком зрителей практически на всех сценических площадках «Камераты». Горячий «Нескафе», поглощаемый осторожными глотками, очень способствовал неторопливым размышлениям об удачном союзе Мельпомены с золотым тельцом.

И все же нельзя сказать, чтобы фестивали — театральные либо киношные — вошли у нас в привычку и стали традиционными. Каждое мероприятие подобного рода до сих пор пробивается с большим трудом. Именно поэтому ни «Камерата», ни «Театральные опыты», ни «Новое кино России» никогда не ощущались как легитимные, в смысле — узаконенные. Они, скорее, воспринимались как нечаянная радость. Есть — и ладно. Нет — ну, что ж поделаешь.

Когда радуешься фестивалю уже за одно то, что он есть, то уже не хочется делить спектакли-участники на плохие и хорошие. К примеру, совсем провальной многим показалась постановка Бориса Юхананова «Подсолнухи» по пьесе Теннеси Уильямса с Лией Ахеджаковой и Виктором Гвоздицким. Но зато какую овацию зрители устроили любимой актрисе, но зато в каких эффектных и вычурных декорациях играли народные артисты! Или «Пиковая дама» Казанского драмтеатра. Как замечательно вся труппа театра исполняла время от времени «Танго» А. Пьяццолы и в каких шикарных нарядах, лишь отчасти напоминающих костюмы и платья XIX века! Если же в итоге получился не спектакль в чистом виде, а показ мод — тоже неплохо, зрелище все-таки.

А в середине фестиваля случился совершенно неожиданный и замечательный «Кислород» по пьесе Ивана Вырыпаева. Изначально предполагалось, что он будет сыгран в ночном клубе «Панта Рэй», но произошел какой-то традиционный облом (можно догадаться, какой именно: «Всюду деньги, господа!»), и положение спас театр кукол, предоставив свою сценическую площадку.

Одним из участников постановки был автор текста, сам Иван Вырыпаев. Он крутился-вертелся на сцене с энергией 18-летнего юнца, был обрит налысо, таскал на голове какую-то вязаную шапочку и произносил слова с чисто молодежным напором, будто не заботясь о производимом впечатлении. Но его выдавали глаза. Это были умные глаза зрелого человека, многое повидавшего в жизни.

Что же такое «Кислород»? Если вкратце, это размышления о десяти заповедях, поданные в… стиле рэпа. Это история про некоего Санька из Серпухова, который зарубил свою жену, потому что, когда провозглашалась заповедь «Не убий!», он наслаждался музыкой в плеере и ничего не слышал. Это раздумья о мире после 11 сентября. Это высокий слог вперемешку с ненормативной лексикой, которая, кстати, не режет слух, будучи абсолютно на месте. Пересказать этот спектакль, его глубокий юмор и не менее глубокий ужас просто невозможно. Для некоторых (и для меня тоже) это и есть признак настоящего искусства.

Драматургический марафон, проведенный в прошлом сезоне Камерным театром, полюбился зрителям и был повторен — уже на новом материале. Для тех, кто не знает, что это такое: актеры рассаживаются на сцене вдоль длинного стола лицом к нам и устраивают самую натуральную читку пьесы по ролям. Длится это обычно около двенадцати часов или меньше: насколько хватит пьес. Из-за «Подсолнухов» часть публики была вынуждена подойти в Камерный почти к самому концу марафона, но «Башмачкин» Олега Богаева стоил того. Удивительное произведение! Своего рода фантасмагория — шинель летает по Санкт-Петербургу в поисках своего хозяина, Акакия Акакиевича, который тем временем заболевает от перенесенного потрясения и умирает. В конце пьесы все персонажи — квартальный, портной, генерал, государь император и проч. — выстраиваются у постели Башмачкина, пытаясь понять, кто они: живые люди или всего лишь галлюцинации, предсмертный бред «маленького лишнего человека»?

Настоящим праздником для искушенных зрителей стал спектакль «Черствые именины», показанный «Таким театром» под самый занавес «Камераты». (Критики единодушно назвали «Именины» гимном театру вообще. Уместно вспомнить фестиваль театров кукол, также завершившийся два года тому назад замечательной постановкой о театре — «Историей болезни»).


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru