ЧТО-ТО СТАЛО ПРОИСХОДИТЬ [Итоги «Новой драмы-2003»: интервью режиссера Романа Козака, члена жюри]
Политбюро (6-10-2003)

Художественный руководитель театра им. Пушкина режиссер Роман Козак был приглашен в состав жюри фестиваля «Новая драма» совершенно не случайно. Как актер он стал известен в начале 80-х благодаря спектаклю «Эмигранты» по новой тогда пьесе Славомира Мрожека. Как режиссер дебютировал спектаклем «Чинзано» по новой на тот момент пьесе Людмилы Петрушевской. Малая сцена его театра им. Пушкина сейчас практически отдана под экспериментальные постановки новых режиссеров по новой драматургии. У кого же еще, как не у него, спрашивать о впечатлениях по поводу закончившегося 28 сентября фестиваля.

 — Второй фестиваль «Новая драма» Вам довелось узнать и прочувствовать изнутри, как члену жюри. Его можно признать событием, прорывом или робким началом не определенного пока процесса?

 — Фестиваль оставил ощущение, что в театральной России, не только в Москве, что-то стало происходить. Страшно говорить такие слова позитивные. Мы ведь живем с ощущением скепсиса и уже привыкли к нему.

Но тут, надо отдать должное, проявились тексты любопытные, режиссерские подходы новые, интересные актерские данности, не похожие ни на что.

Что-то стало происходить. Фестиваль «Новая драма» — знак этого.

 — А увидели ли Вы на фестивале спектакль или пьесу, которые были бы не только обещанием на будущее, но и состоявшимся художественным явлением?

 — Мне показалось интересной работа Виктора Рыжакова «Кислород» по пьесе Ивана Вырыпаева, причем и с точки зрения режиссуры, и с точки зрения материала. Я открыл для себя эти имена и рад, что именно этот спектакль получил Гран-при. Здесь как раз тот случай, когда все гармонизировано: и текст, и ход к тексту режиссерский. И работа самого Вырыпаева на сцене. «Кислород» оставил ощущение чего-то свежего, у чего уже можно учиться.

 — А ставить самому не захотелось?

 — Наверное, я хотел бы это ставить. До такого бы хода я, конечно, не додумался, но додумался бы до чего-нибудь другого. Мне интересен такой взгляд на театр. Из новых драматургов меня заинтересовали тольяттинцы братья Дурненковы (получившую премию фестиваля пьесу Петрушевской «Бифем» я давно и хорошо знаю). Понравилось то, что сделал с их пьесой «В черном-черном городе» режиссер Михаил Бычков в своем воронежском Камерном театре. Там вытянута суть текста, и очень интересно вытянута, найден верный стиль. А нахождение верного стиля, точной интонации и есть признак того, что режиссер занимается своим делом.

 —По части стиля и интонации, по-моему, удачно работает в режиссуре драматург Михаил Угаров. В прошлом году он попал в десятку в спектакле «Обломоff» по своей собственной пьесе, а на этом фестивале еще раз продемонстрировал свою чуткость уже при постановке пьесы Максима Курочкина «Трансфер».

 — Согласен. Драматург Михаил Угаров мне очень нравится как режиссер.

 — «Новый театр» по новой драматургии не сможет возникнуть без новых актеров. Но чем больше смотришь премьер в Центре драматургии и режиссуры Казанцева, например, тем очевиднее однообразие актерских приемов в подходе к этой самой драматургии. 

 — Есть такой момент: манера «актер-стеб» стало явлением времени.

Возник новый актерский стиль поведения — отстраненный. В нем много хорошего, но этот стиль, по-моему, уязвим. Жюри дало актерские премии Ольги Лапшиной («Пленные духи», «Трансфер») и Артему Смоле («Пленные духи», «Потрясенная Татьяна», «Трансфер»). Явление «новая драма» им действительно очень многим обязано. На премию за лучшую мужскую роль претендовал еще питерский актер Александр Лыков, произведший на всех сильное впечатление. Но он на прошлом фестивале получил премию за сходную работу с тем же режиссером Алексеем Янковским и тем же драматургом Климом, поэтому выбрали Смолу. А Ольга Лапшина была выбрана единогласно. И не только потому, что она такая труженица на ниве новой драмы. Она очень интересная актриса. Очень.

 — Что-нибудь из увиденного на фестивале Вам бы хотелось увидеть на сцене театра им. Пушкина?

 — Репертуарные планы на новый сезон были сверстаны, конечно, еще до этого фестиваля. На малой сцене режиссер Александр Огарев, ученик Анатолия Васильева, будет ставить новую хорватскую пьесу. На большой сцене я сам сейчас начинаю репетиции пьесы не известного пока в Москве автора из Эстонии Яна Пятте. Мне она кажется феноменальной. А с фестиваля я получил целый ворох новых текстов, уже начал их читать.

Многое привлекает. Что-то зацепило. А таких людей, как Иван Вырыпаев или Александр Лыков я, без сомнения, очень хотел бы увидеть в своем театре.


Беседовала Елена ГРУЕВА


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru