ПРАВДА О ВАЛЕНТИНЕ. Пьеса Ивана Вырыпаева в «Балтдоме»
Коммерсантъ (СПб) (13-02-2004)

В театре «Балтийский дом» День святого Валентина собираются отметить «датским» спектаклем. 15 и 16 февраля, когда наступит «праздник окончания праздника», о Валентиновом дне наконец-то заговорят всерьез. Молодой московский режиссер, ученик Петра Фоменко Василий Сенин выпускает спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день».

Вырыпаев — одна из тех немногочисленных фигур, которые сегодня оправдывают само наличие термина «современная драматургия» (или «новая драма», как предпочитают называть это явление организаторы одноименного фестиваля). Что такое «новая драма» и чем она оказалась «страшно близка народу», Иван Вырыпаев (бывший, кстати, артист провинциального ТЮЗа) блестяще показал в собственном, изрядно нашумевшем спектакле «Кислород». В том талантливом тексте было невообразимым образом все перемешано: вариации на тему библейских заповедей, сравнительные жизнеописания столицы и русской провинции, любовь, нелюбовь, секс, наркотики и рок-н-ролл, теракт 11 сентября, Кузнецкий мост и вечные арабы, какой-то парень, зарубивший жену лопатой в огороде… А если чего и не хватало герою в жизни, то только кислорода. Метафизического, разумеется.

В «Валентиновом дне» этот буйный талант покусился на «старую драму» — на популярную некогда пьесу Михаила Рощина «Валентин и Валентина». В той давней пьесе действие происходило на рубеже 1960-1970-х, девочка Валентина любила одноименного мальчика, но ее мама и вообще весь мир были против, мальчика Валю любила к тому же положительная второстепенная девочка Катя, а за девочкой Валей отчаянно ухаживал неправдоподобно прекрасный капитан Гусев. Дело кончилось «открытым финалом». То есть комсомольским организациям надо было тут подумать о многом… Беспартийный любитель кислорода Вырыпаев, родившийся уже после описываемых в пьесе Рощина событий, принадлежит к тому поколению, часть которого родилась уже сразу взрослой. Ему интереснее то, что с Валентином и Валентиной произошло потом — лет этак через сорок.

Через сорок лет шестидесятилетняя Валентина живет одна — если не считать ее соперницы-разлучницы, алкоголички и матерщинницы Кати, вдовы Валентина. А тот уже двадцать лет как помер. Катя и Валентина ссорятся и мирятся, едят блинный торт, поют разудалые песни на стихи Бродского, палят из мужнина ружья, ненавидят друг друга, как настоящие смертельные враги, и любят… как близкие и родные люди. Пьеса при всем при том удивительно смешна и, что еще более удивительно, поэтична без какой бы то ни было патетики. Периодически возникающие флэшбэки в прошлое героев (вот им по двадцать лет, вот по сорок…) — это не только способ рассказать историю, но и возможность искренне и от первого лица произнести кажущиеся сегодня высокопарными «слова прошлого века», как написал Иван Вырыпаев. Посмотрим, есть ли во всем этом «кислород».

МАРИЯ ЛИЛИНА


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru