«ТЭДДИ»: ТРАГЕДИЯ В ЖИЗНИ И НА СЦЕНЕ [Кемеровская постановка «Тэдди» Александра Хромова: за премьерой последовало трагическое событие. ]
Кузбасс (27-10-2004)

В Кемеровском областном театре кукол состоялась долгожданная премьера — спектакль Дмитрия Вихрецкого «Тэдди».

В ночь после премьеры исполнитель одной из главных ролей артист Александр Давлетбаев умер. Ему было всего 23 года, в кукольном театре он отработал один сезон, и Тэдди, без сомнения, была его лучшая роль.

«Хэппи-энда не будет, — предупреждал режиссер Дмитрий Вихрецкий, приступая к репетициям. — Это будет очень жесткий, лишенный кукольного сюсюканья спектакль».

Кто же мог предположить тогда, что у этого спектакля окажется такое жестокое, такое трагическое послесловие?

А спектакль и впрямь получился необыкновенный. Из тех, что называют «событиями культурной жизни». И по которым, спустя годы, как по вешкам, определяют даты театрального календаря. Это было до «Тэдди» или уже после?

Так вот: до «Тэдди» Кемеровский театр кукол имел репутацию крепкого репертуарного театра, где наряду с детскими спектаклями про котят и медвежат нет-нет да и появлялось нечто необычное для взрослых. Пластическая сюита «Пер Гюнт», например. Или игривый музыкальный «Севильский цирюльник»…

После «Тэдди» про Кемеровский кукольный можно сказать: это — театр, который умеет воплощать самые смелые эксперименты. А экспериментально в этом спектакле все, начиная с пьесы.

Ее автор Александр Хромов профессиональным драматургом себя не считает. Служит зав. музыкальной частью в Красноярском театре кукол, а пьесы пишет скорее «для души». Впрочем, некоторые из них уже увидели свет на подмостках Северска и Красноярска. Некоторые Александр Хромов представлял на фестивале молодых драматургов в Любимовке.

«Тэдди» — жутковатую современную притчу о том, как владелец компьютера постепенно становится инструментом, которым овладевает этот самый компьютер, Александр Хромов написал на пари.

 — Слабо сделать драму в стиле кибер-панк? — завел его Дмитрий Вихрецкий на одном из кукольных фестивалей.

Через девять месяцев пьеса лежала на столе у главрежа Кемеровского кукольного театра.

Репетировали «Тэдди» долго и трудно. Дело в том, что огромную роль в этом спектакле играет сценография (также Александр Хромов). Бесчисленные экраны дисплеев, вынесенные на сцену, не просто реквизит: они работают! Работает как гигантский дисплей и экран размером во весь задник сцены. Бегут ряды цифр, меняются заставки инета, мелькают файлы. И на фоне всей этой мигающей, попискивающей, оцифрованной машинерии особенно эффектно смотрится уютный плюшевый медвежонок, купленный продвинутым программистом Максом в подарок любимой. Но. .. любимая ушла, оставив лишь коротенькое электронное послание. Да и какая нормальная девушка выдержит это постоянное соперничество с виртуальной жизнью любимого?

И плюшевый Тэдди, умеющий благодаря электронной начинке говорить несколько вежливых фраз, остается единственным утешением Макса. Потом Макс его усовершенствует. Потом они вместе выполняют архисложную работу по созданию крупнейшей антивирусной программы.

А потом… Потом незаметно для самого себя Макс превращается лишь в оболочку, которой управляет безжалостная и интеллектуально неуязвимая машина по имени Тэдди. Она убивает любимую девушку Макса и его счастливого соперника («Ведь ты их ненавидишь?»). Она убивает и самого Макса.

Говорят, нищий современный театр не может соперничать с телевидением, с его спецэффектами, большими деньгами и документальной достоверностью.

Спектакль «Тэдди» Кемеровского театра кукол убедительно доказывает: может! Причем не только соперничать, но и побеждать.

Метаморфозы, происходящие с плюшевым обаяшкой Тэдди, столь динамичны, выверены и убедительны, что зрителя просто мороз по коже пробирает. И все полтора часа действие держит публику в неослабевающем напряжении. 

Это — как в компьютерной игре-стрелялке: покончили с одним уровнем — переходим на второй. Но где конец этих переходов? Есть ли он? И должен ли быть? Ведь совершенству, как известно, нет пределов, и только человек с его изначальным нравственным чувством устанавливает границы допустимого. То, что гений и злодейство — две вещи, отлично совмещаемые, наглядно доказал нам и XX и XXI век…

А в том, что компьютерные игрушки — увлечение отнюдь не безобидное, убедились, к несчастью, уже многие родители. В том числе и у нас в Кузбассе.

Эти вопросы, всерьез волнующие сегодня и философов, и психологов, и педагогов, театр умудрился упаковать в очень зрелищный и очень простой по форме спектакль. В чем, несомненно, главная заслуга принадлежит режиссеру. А еще — художнику.

Выполненные Еленой Наполовой Тэдди — малыш и Тэдди — ростовая кукла, обаятельны и уютны. Но эта уютность выглядит особо зловещей, когда узнаешь, чем она оборачивается для окружающих. 

Исполнитель роли Макса Александр Попов с его богемным хвостиком на затылке, ломаной пластикой и выразительным удлиненным лицом, кажется, как нельзя лучше подходит для образа «сдвинутого на своих компьютерах» программиста. И в бессловесных пластических сценах он со своей задачей справляется вполне. Чего, к сожалению, нельзя сказать о диалогах. Здесь он много уступает своему партнеру. Александр Давлетбаев в роли Тэдди тонко и точно демонстрирует все нюансы психологических переходов: от забавной игрушки — к закадычному другу, от друга — к сопернику, от соперника — к всепожирающему монстру.

Точнее сказать — демонстрировал.

В спектакле «Тэдди» Александр Давлетбаев успел сыграть лишь один раз. Талантливый мальчик из п. Тисуль, он только начинал свою артистическую карьеру. Может быть, блестящую… Он успел сказать своим зрителям нечто очень важное, успел предупредить! И - умер ночью после спектакля в своей квартире. Как страшно…

Ольга ШТРАУС. 

Фото Федора Баранова.


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru