NET С ШИЗОТРАГЕДИЕЙ [«Бытие номер 2» Антонины Великановой и Ивана Вырыпаева на фестивале «Н. Е. Т.»]
На сцене — шокирующая пьеса
Московский комсомолец (11-12-2004)

Штутгартский «Театр мира» и московский «Театр. Doc» представили на фестивале запредельное действо. Эта пьеса — слегка отредактированный текст-диалог реальной пациентки психиатрической клиники со своим лечащим врачом.

Сюжета здесь как такового нет, равно как и нет классических законов драматургии. 

Трагическое разбавлено матерными частушками в исполнении пророка Иоанна под гармонь, заменяющими хор античной трагедии. У кого еще не окончательно провернуло чердак — добро пожаловать! Результат гарантирован.

Aвтор текста, Антонина Великанова, имеет диагноз «острая шизофрения» и в настоящий момент находится на излечении. Надо понимать, она отождествляет себя с женой легендарного библейского Лота, а своего психиатра, соответственно, с самим праведным старцем. Как и всякая уважающая себя жена, она обращается к супругу с речами то критической, то эротической или иной направленности. Ответы домысливаются либо перефразируются, и сия содержательная беседа non-stop прилежно конспектируется. Оконченный же текст был тайными тропами передан «на волю», в руки молодого и уже заявившего о себе драматурга и исполнителя Ивана Вырыпаева. Почему ему? Вырыпаев — представитель остромодного нынче психоделического театра, ценитель всего нестандартного. Вероятно, в каноническом варианте пьесы не хватало сумасшествия, либо же он в неразбавленном виде показался режиссеру Виктору Рыжакову чересчур угнетающим даже для современного театра. Для полноты ощущений в этот своеобразный библейско-непечатный коктейль добавили пророка Иоанна, с Христом не знакомого, зато мастерски зажигающего под трехрядку. Персонаж — незаменимый. В самые критические моменты, когда зрители уже начинают широко открывать глаза и украдкой щипать друг дружку, пророк разряжает обстановку парой-тройкой частушек под славянские наигрыши. Пророчества звучат примерно так: «Эх, засажу тебе по самые помидоры: Завтра мы будем, как два медведя, ходить враскоряку». Эту ответственную роль Вырыпаев не доверил никому, исполняет сам. А главные персонажи, вволю обменявшись бредом, из сидячего положения отбывают в космос — к Солнцу и к Богу. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное: Прямых пересечений с библейской историей немного. О печальной судьбе жены Лота (Светлана Иванова) напоминают лишь тринадцать ведер соли, которые высыпают на сцену и на моральные раны зрителей. Рефреном звучит «нам везде угрожает насилие» или «мы страдаем». Персонаж Лот (Александр Баргман) духовно настолько ярок, что рядом с ним жители Содома и Гоморры показались бы невинными агнцами.

Ну разве что еще ощущение, что данный спектакль в любой момент может постигнуть участь вышеназванных городов. Зрелище впечатляет, и, безусловно, равнодушных в зале не остается.

Оксана Герасимова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru