В моде новое
В том числе пьесы
Ведомости (23-05-2002)

Сегодня в Москве начинается фестиваль «Новая драма». Первый по счету, международный по охвату участников и внушительный по списку учредителей: МХАТ им. Чехова, ассоциация «Золотая маска» и Центр новой пьесы «Документальная сцена». Интерес статусных институций к новой пьесе понятен: в свое время на современную драматургию поставил лондонский театр Royal Court и выиграл.
То ли пример британских коллег, то ли собственный неподдельный интерес к предмету вдохновили руководителя МХАТа Олега Табакова, но доподлинно известно, что он читает все новые пьесы, которые удается достать, а те, что больше всего понравились, пытается включить в репертуар. Именно Художественный театр отдал под проведение фестиваля свою сцену, а завлит МХАТа Анатолий Смелянский возглавил жюри. (Он, между прочим, убежден, что беспрецедентный кассовый успех мхатовского «Номера 13» связан с тем, что это спектакль, поставленный по современной пьесе). Что касается «Золотой маски», то ее генеральный директор Эдуард Бояков — отлично в силу должности представляющий ситуацию в современном российском театре — всерьез полагает, что именно новая драматургия способна эту ситуацию оживить.

По словам одной из отборщиц фестиваля, Елены Ковальской, критерием попадания в афишу было не столько качество пьесы, сколько уровень постановки. Поэтому в отличие от регулярно проходящих смотров современной драматургии в Любимовке московская «Новая драма» обещает в первую очередь быть именно зрелищем.

В конкурсе представлены спектакли, поставленные по русскоязычным пьесам, написанным за последние 10 лет. В международной программе — зарубежные спектакли по современным пьесам. Есть еще и программа off (директор — Елена Гремина), которая, как и положено по статусу, выглядит наиболее «продвинутым» образом. Именно off-программа включает спектакли по пьесам, написанным в популярной ныне технике документального театра. Делается это так: драматург выбирает тему, разговаривает с людьми, которые являются ее «носителями», записывает все, что слышит, и затем монтирует монологи. В теории это выглядит суховато, но, как показал совсем недавно прошедший в Москве фестиваль «Театр.DOC», спектакли по «документальным» пьесам смотрятся с таким увлечением, на которое давно уже перестал рассчитывать драматический театр. По сути, и главный герой современной московской сцены Евгений Гришковец вышел из документального театра; кстати возглавляемая им некогда «Ложа» из Кемерова со своим «Угольным бассейном» участвует в основном конкурсе фестиваля. Сам Гришковец также выступит в основной программе, расположившись, если говорить о ее эстетических полюсах, примерно посередине. Полюса же эти весьма удалены друг от друга. На одном из них — самая плодовитая и репертуарная драматургиня современности Надежда Птушкина (в своей сфере ничуть не менее популярная, чем Александра Маринина), на другой — антибукеровский лауреат Василий Сигарев со скандальным «Пластилином». Спектакль по этой пьесе в постановке стремительно входящего в моду Кирилла Серебренникова явно станет одним из фаворитов конкурса. По не зависящим от отборочной комиссии причинам в программу не попал другой хит сезона: «Кухня» Максима Курочкина в постановке Олега Меньшикова. Зато наисвежайшая пьеса Курочкина в фестивальной рубрике «Читки» (есть и такая) значится, а его римейк «Пигмалиона» в постановке Нины Чусовой скорее всего войдет в конкурс следующей «Новой драмы» — фестиваль обещает быть ежегодным.


Лариса Юсипова


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru