НЕЗАВИСИМЫЕ ТЕАТРЫ: ПРОЦЕСС ПОШЕЛ, ТЕПЕРЬ НЕ ОСТАНОВИШЬ. Новосибирские драматурги в офф-программе «Новой драмы»
Вечерний Новосибирск (12-06-2002)

Четверо новосибирских драматургов — победители конкурса «Мы выбираем Новосибирск» — Катя Галямова, Роман Нога, Рис Крейси (он же Борис Гринберг) и Валерий Стефаниев стали участниками фестиваля «Новая драма», который в настоящее время проходит в Москве. Борис Гринберг и Валерий Стефаниев получили приглашение еще и на фестиваль «Любимовка», который пройдет в Подмосковье в июне этого года, где их пьесы будут поставлены московскими режиссерами.
Предыстория «московских гастролей» наших ребят была долгой. Вначале был конкурс непрофессиональных драматургов, главным условием которого было создание пьесы на новосибирскую тему. Потом театральный минифест с названием «Мы выбираем Новосибирск», где лучшие из пьес были поставлены и сыграны новосибирцами. Следующим этапом стал крупномасштабный проект — Международный фестиваль-лаборатория независимых театров “Sib-Altera” («Другая Сибирь»), который проходил в городе второй раз.
О “Sib-Altera” стоит сказать несколько слов — поскольку это история с продолжением. Фестиваль имел характер передвижного. Независимые театры разбились на три потока и равномерно хлынули в три сибирских города — Красноярск, Новосибирск и Омск. Помимо россиян в фестивале участвовали французские режиссеры, словаки, чехи, югославы. Была и делегация молодых, но достаточно известных столичных драматургов, которую привез мэтр драматургии Михаил Угаров. Из московских драматургов была создана передвижная группа, которая кочевала по всем городам фестивального маршрута. Драматурги-кочевники a) вели дневник, куда записывали сибирские впечатления, и б) собирали материал из жизни современной Сибири, чтобы в перспективе написать пьесы на тему «Новые реалии Сибири».
Борис Гринберг, поэт и драматург, победитель конкурса драматургов «Мы выбираем Новосибирск». Фото Сергея ПЕРМИНА
В дневниках «кочевников», например, можно было прочитать о Новосибирске, всякие «ужасы» — что это город, «построенный на кладбищах», что под нашим Оперным театром, «в который, кстати, влезет целиком Большой театр со всеми конями на фасаде», есть остатки трех эвакуированных заводов и что «каждое лето в районе моста устраивается коллективный заплыв — человек на двести. Всей толпой кидаются в Обь и переплывают Обь, сначала туда, потом обратно». Так мы выглядим со стороны…
Оставили гости и дневниковые записи с обсуждения пьес молодых новосибирских драматургов: «Начали с обсуждения пьес (скорее этюдов) Кати Галямовой „Край света родной“ и „День города“. Особенно отметили пьесу „День города“, действие которой происходит в общественном туалете. Пьеса реалистичная, осмелюсь сказать, чернушная, с самоубийством в конце. Московские писатели были в восторге, выразили желание немедленно оказаться в этом туалете и определили пьесу как „романтический светляк“, чем повергли новосибирских коллег в сдержанное изумление. Потом был общий разговор о разном. Сначала ругали журналистов. Потом стали ругать актеров. Ну а потом был обед».
***
Организовано все это пиршество «альтернативщиков» некоммерческим партнерством"Независимые театры Сибири и Урала «Открытый контакт». Директор “Sib-Altera” Виктория Холодова отправилась на московский фестиваль вместе с драматургами.
Перед отъездом мы задали ей несколько вопросов. Не разочаровал ли фестиваль? Стоило ли то, что получилось, неимоверных трудов и бессонных ночей? Насколько оправдалась заявленная амбиция «вписаться в европейское пространство»?
 — И второй “Sib-Altera” себя в принципе оправдал, и третий уже наметили, причем сроки оговорили достаточно четко — четвертая неделя октября 2003 года. Вообще фестиваль выявил много интересного. Обычно говорят: «Мы бы себя выразили, если бы имели возможность». Так вот, такая возможность была дана. И оказалось, что предъявить нам особо-то и нечего, — во всяком случае, интересного, с точки зрения современного европейского театра, было мало.
 — У нас до сих пор независимые театры — это театры негосударственные, и некоторые еще не перестали путать их с самодеятельными. Сдвинул ли фестиваль ситуацию с мертвой точки?
 — Сдвиг, конечно, произошел. Зрительский интерес был. Дирекция государственных театров вниманием не обошла. И даже чиновники не могли совсем не заметить фестиваля. И это при том, что PR был скромным, сил на все не хватало. Главным результатом должны стать создание новых пьес и новые проекты сотрудничества. Так вот, все это будет. Второй конкурс драматургов мы вот-вот объявим, и он, скорее всего, будет региональный. Кристофер Фетрие и Аглая Романовская, французские режиссеры, готовы работать с нашими актерами.
 — А где деньги возьмете?
 — Кристофер, у которого за плечами многолетний опыт постановки международных спектаклей — в разных странах, с разноязычными актерами, убеждал: о деньгах думать не надо. Надо четко сформулировать мысль, и тогда деньги придут.
 — Найдутся деньги, и что будет? Ну, поставят французы один-два спектакля, что изменится?
 — Я поняла очень важную вещь. Сегодня не самая лучшая ситуация в театральном искусстве Сибири. Надо развивать то новое, что у нас есть, но пока непроявленное. Теперь задача — получить регулярную площадку для постановки экспериментальных театральных работ. Народ потянется, и зрители, и участники. В обоих фестивалях сколько народа работало бесплатно — ради собственного интереса! Видимо, собственный творческий потенциал у нас огромный, но не реализованный.
 — Довольно часто неформальные деятели культуры сетуют, что им очень хотелось бы театр, где они могли показать свои работы.
 — Ну и что им мешает его организовать? Даже москвичи заметили, что наш творческий народ сидит и ждет, когда ему принесут все на блюдечке, тогда как «москвичи — люди дела». «Нереализованных» талантливых менеджеров, которые хотели бы приложить свои способности, но не знают — куда, поверь, не меньше, чем нереализовавшихся талантливых людей искусства.
***
Итак, процесс пошел, московские драматурги после путешествия в Сибирь все вместе пишут хорошую большую пьесу, каждый по кусочку. А еще одна пьеса — интерактивная и бесконечная — уже помещена в Интернет. И туда каждый может приписать, что захочет. Процесс творчества трудно раскачать, зато потом не остановишь!

Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru