ЖИВЫЕ ГОЛОСА «НОВОЙ ДРАМЫ»
Накануне события
Нижегородские новости (7-06-2002)

Фестиваль современной пьесы «Новая драма», как уже сообщалось, побывает в нашем городе 20 — 28 июня. Сегодня мы расскажем о нескольких фестивальных спектаклях, которые предстоит увидеть нижегородцам.
«Рождество 1942, или Письма о Волге» (Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. Брянцева)
Материал для своей постановки начинающий режиссер Иван Латышев выбрал более чем сложный. Одиннадцать лет назад в «Звезде» были опубликованы письма немецких солдат, воевавших под Сталинградом зимой 1942-го. С тех пор как Латышев прочел их, стремление дать неизвестным солдатам живой голос и лицо его не оставляло. Были планы поставить этот материал на радио, ТВ, но сцена влекла больше. «Рождество» — это не просто спектакль, это миссия, высказывание, акция, действо.
Находясь в окружении, воины Шестой армии Паулюса писали домой последние письма. Кто-то честно признавался родным, друзьям, любимым, что больше они не встретят вместе ни одного Рождества. Да и не будет для них Рождества. Никогда. Это — последнее. Кто-то пытался обнадежить не столько близких, сколько себя…
Письма эти были доставлены в тыл, но так и не дошли до адресатов, а стали материалом исследования. Из них германскому командованию стало ясно, что войну одобряют 2,1 процента немцев, а более шестидесяти — против нее. На основе писем была издана книга, которую впоследствии запретили как вредную для немецкого народа.
Сегодня уже никто не знает, что это были за люди. Ни имен, ни адресов — крики из прошлого, стон памяти. Их 27 — судеб, криков, надежд. Если не замечать немецкие имена, названия городов, мелькающие в письмах, то нет абсолютно никакой разницы между письмами русских, немцев, англичан… О войне, страшной для всех, в «Рождестве» говорят режиссер и шесть актеров, спокойно глядящих в зрительный зал.
У названия есть подзаголовок — «Русские импровизации на немецкую тему», и выполнен спектакль в жанре репетиции последнего рождественского концерта. Строгий стиль, сценография, костюмы, свет, музыка — все предельно лаконично, выдержанно, как черно-белая фотография. Черные футляры инструментов похожи на гробы, а актеры — на свои инструменты. Они еще живы, но смерть стоит на пороге, по ту сторону линии фронта. И они плачут о русских солдатах, ими же убитых, как о своих братьях. Но зрители не увидят слез. «Рождество 1942, или Песня о Волге» — необычайно выдержанная постановка. На сцене — мужественные люди, не опустившиеся до сантиментов в последние минуты. «Русские импровизации» исходят из хорошо знакомой всем русским притчи: когда людям нечего терять — они смеются.
За «инсценированными» письмами встает вся немецкая армия и вся Германия, родина не только Гитлера, но и Канта, Гете, Бетховена. Германия. .. и весь мир. 
Финал спектакля поразителен и парадоксален. Советский марш сопровождает немецких солдат, твердым шагом направляющихся к черте. И уже за чертой они освещены так, что видны только черепа, а не лица. Черепа людей, что остались безымянными лежать на сталинградской земле. И голос Марлен Дитрих провожает их в этот далекий путь.
«Угольный бассейн» и «Планета неведомых сил добра» (Кемеровский театр «Ложа»)
Кемеровский театр «Ложа» бывает в Москве нечасто, однако репутацию культового успел завоевать давно. Для поклонников Евгения Гришковца этот театр — юность гения, овеянная легендами пора экспериментов… Однако «Ложа» без Гришковца — не музейная реликвия, а живой коллектив, полный оригинальных идей.
Театр «Ложа» сегодня — это актеры Евгений Сытый, Сергей Наседкин, Александр Белкин и режиссер Константин Галдаев. Именно в этом составе «Ложа» недавно ездила на гастроли в Лондон, в театр «Ройял Корт», где, судя по рецензиям, спектакль «Угольный бассейн» был принят вполне благосклонно.
«Угольный бассейн» — первый в России спектакль, сделанный в технике verbatim: смысл ее техники в использовании на сцене слов реальных людей без редактирования. В основе «Бассейна» — интервью, которые актеры театра взяли у своих родственников и знакомых — кемеровских шахтеров. В случае с «Ложей» техника verbatim наложилась на практикуемый в театре еще с начала 90-х метод коллективной импровизации, когда текст спектакля рождается самими актерами в процессе репетиций, а записывается гораздо позже, после многих представлений. То же можно сказать, кстати, и про «документальную драматургию»: спектакль здесь тоже всегда предшествует написанной пьесе.
«Угольный бассейн» — смешной и пронзительный спектакль о шахтерской, а по существу — о нашей жизни. Три шахтера в черных костюмах, белых рубашках и касках с фонариками рассказывают о своей работе, родственниках, друзьях, детстве. Минималистская строгость сценографии — черная сцена, черный задник и огромный черный куб, застывший над головами шахтеров немым напоминанием об опасностях профессии — рифмуется со статичной мизансценой: шахтеры сидят и рассказывают свои истории, лишь в одном эпизоде вдруг решая «поработать». С трогательным упорством они ставят коротенькие доски шалашиком, те каждый раз падают, шахтеры не спеша вновь пытаются поймать равновесие. .. Такие выдержанные в «наивной» эстетике сценические метафоры невольно напоминают Гришковца с его корабликами, но в данном случае речь идет, конечно же, не о подражании, а об общности корней.
Заканчивается этот короткий спектакль монологом одного из героев о шахте будущего, весь коллектив которой состоит из директора, бригадира и одного рабочего, чья задача — включать роботов по команде начальства. «Перспективы прекрасные», — вздыхает персонаж Евгения Сытого, рисуя картину «счастливого будущего», заполненного автоматами, в котором не оказывается места для тысяч таких же, как он, шахтеров…
Тема «счастливого будущего» связывает «Угольный бассейн» с «Планетой неведомых сил добра», премьерным спектаклем «Ложи», не имеющим отношения к «документальному театру», но также поставленным методом коллективной импровизации. Жанр «Планеты» можно определить как «ироническая утопия», в которой переплелись российские «проклятые вопросы», американская масскультура и извечная мечта о всеобщем счастье. Населена планета похожими на нас, но странно одетыми (костюмы то ли пилотов космических кораблей, то ли работников АЭС дополняют маски сварщиков) людьми, верховодит которыми уморительный Супермен в синем трико и красном плаще, словно только что сошедший со страниц одноименного комикса. Его попытки рационально и «по-доброму» разрешить конфликты между людьми порой напоминают пародию на психотерапевтический сеанс, а монолог о нелегких трудовых буднях спасителя человечества на отдельно взятой автобазе не уступит лучшим рассказам Пелевина. Эпизоды спектакля, наполненные блестящими абсурдистскими диалогами, слабо связаны между собой, а открытый финал — видимо, отрицательный ответ на вопрос о возможности рационального устройства всеобщего счастья.
Фестиваль «Новая драма» в Нижнем Новгороде организован администрацией города при поддержке Волго-Вятского Банка Сбербанка России. Подпись к снимку: Сцена из спектакля «Угольный бассейн».
Подготовала Ольна ГОРНОВА. 

Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru