АННА «ПОСЛЕ ПОЕЗДА»
На фестивале «Новая драма» состоялась премьера спектакля Таллинского русского драматического театра
Российская газета (3-06-2002)

МОЛОДОЙ московский драматург Олег Шишкин сочинил в духе нового времени сиквел «Анна Каренина-2» — продолжение знаменитого романа Толстого.
Идея Шишкина остроумна и проста. Анна Каренина выжила под поездом, правда, лишилась правой ноги, левой руки и левого глаза. Ее муж Алексей Каренин приставил к ней ненавистную графиню Лидию Ивановну, которая кормит ее с ложечки манной кашей. Судьба оказалась жестокой и к Вронскому, который бежал с горя на Балканскую войну, где был контужен и теперь пребывает в коме. Их встреча с Анной состоялась под присмотром его матери и Каренина. Отныне, безопасные друг для друга, они встречаются в своих инвалидных креслах: Анна — в сознании, но без конечностей, Вронский — с конечностями, но без сознания. В порыве неугасшей страсти она пытается растормошить его, но Вронский больше не реагирует.
В медитативной тоске, в клубах паровозного дыма, в бесконечной смене картин проходит жизнь Анны «после поезда». Ее роковое влияние на окружающих продолжается помимо ее воли. Зануда Левин, бросивший Кити, объясняется Анне в страстной любви и погибает, придавленный рухнувшим во время бури телеграфным столбом. Вместе с XX веком наступает пугающий Анну разгул разнообразных технологий. Анна с беспокойством спрашивает мужа о количестве погибших под колесами поездов. Беспокойство ее нарастает, она предчувствует свою новую смерть. И та приходит. Снабженная протезами (металлическая рука с крюком, «чтобы было куда вешать дамскую сумочку») Анна с Карениным отправляются в паноптикум и попадают на первый сеанс «Прибытия поезда» братьев Люмьер. Завороженная зрелищем своей судьбы, неотвратимо наступающей на нее с экрана в виде огромного локомотива, Анна взлетает на тросе в воздух, и ее тело в белых одеждах плавно раскачивается в лучах проектора, сливаясь с кинематографическими тенями. Выжившая под колесами настоящего поезда, Анна погибает от его виртуального двойника.
Пересказывать сюжет этого радикального опуса забавно и легко. Совсем иное — смотреть спектакль давнего энтузиаста шишкинских пьес Владимира Епифанцева, возмутившего недавно Москву своим сатанинским «Макбетом» в Центре им. Мейерхольда. Длись спектакль минут сорок, благодарности публики не было бы предела. Но растянутая на три часа, таллинская шутка подавила мхатовскую публику своей непомерной многозначительностью. Акт культурного вандализма состоялся, великие стены дрогнули, но не обвалились. Запланированный эпатаж был съеден чудовищной скукой.

Алена Карась


Вернуться к прессе
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru