Б

В
Александр Вартанов
Алексей Вдовин
Наталья Ворожбит
Иван Вырыпаев
Г

Д

Ж

З

И

К

Л

М

Н

П

С

У

Ф

Х

Ш




В ПОРЯДКЕ СТАРШИНСТВА [Декада «Новой драмы» во МХАТе им. Чехова]
Независимая газета — специально для К
Консерватор (7-03-2003)

МХАТ им. Чехова не позволяет слишком много времени уделить очередной премьере. Не успевает отшуметь одна премьера, только-только начинают расходиться «круги по воде», то есть слух об очередном свершении или же несвершении, как поспевает уже другая. В самые последние дни февраля на большой сцене сыграли многословную пьесу англичанина Майкла Фрейна «Копенгаген», где заняты сам Олег Табаков, а также Борис Плотников и Ольга Барнет. А уже в первые дни марта на Малой сцене выходит премьера итальянской комедии Альдо Николаи «Немного нежности». И снова — звездный состав: Ольга Яковлева, Ирина Мирошниченко, Станислав Любшин (собственно говоря, премьера приурочена именно к его грядущему юбилею). Плюс к этому с 4 марта на Новой сцене играют спектакли «Декады новой драмы»: четыре пьесы, никогда и нигде до того не исполнявшихся, выбранные среди многих других, будут представлены как почти готовые спектакли, только без декораций. «Копенгаген» — не комедия, не трагедия. Без малого три часа три героя проводят в бесконечных разговорах — в посмертном выяснении отношений. Два великих физика, Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, и жена Бора Маргрет. Пьеса вроде бы английская, а спорят и пытаются найти ответ на сакраментальный русский вопрос: «Кто виноват?» В контексте пьесы, правда, он переформулирован по-другому: зачем в сентябре 41-го года Гейзенберг, работавший на германский вермахт, приезжал в Копенгаген к своему учителю Нильсу Бору? Вопрос «Что делать?» перед участниками не имеющей финала дискуссии не стоит, думается, только по причине завершенности их земного бытия. Такие пьесы — из одних разговоров, насыщенные деталями (в данном случае — физики элементарных частиц, ядер урана, их расщепления), — это европейские штучки. У нас, в России, «Копенгаген» смотрится диковинкой, особенно потому, что за последние годы наши государственные «монстры» и антрепризы успели приучить зрителя к тому, что театр — место непритязательных развлечений. «Копенгаген» — пьеса с претензиями. Причем претендует она не только на какую-то особенную интеллектуальность — она повествует о нравственном выборе, об ответственности ученого за свои «легкомысленные» открытия. 

Разговоры героев нуждаются во внимании и вникании. Актеры стараются. Олегу Табакову, которому досталась роль Нильса Бора, приходится бороться с пространными периодами специального текста, который правильнее всего было бы просто сократить, выбросить, чтобы сразу перейти к человеческим отношениям. Человеческое у физика и Нобелевского лауреата Бора выходит интереснее. В роли Гейзенберга, которого в спектакле на немецкий манер зовут Гайзенбергом, — Борис Плотников, мятущаяся душа, первый неврастеник сегодняшней нашей сцены. Супругу Бора играет Ольга Барнет. Все трое работают в меру своих немалых сил и больших талантов (Барнет в последние годы наконец стала получать большие роли, о ней стали говорить и писать, и здесь, в «Копенгагене», ее сдержанная аристократичная манера оказывается кстати). Режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис, прежде работавший с такими же, как он, недавними выпускниками или молодыми актерами МХАТа имени Чехова и «Табакерки», держится в тени. Хотя «Копенгаген», наверное, менее всего нуждался в таком безусловном доверии к авторскому слову и к актерам. Нужно было расписать каждое их движение, а некоторое количество слов — просто вычеркнуть. Но и в таком «свободном плавании» спектакль, хоть и кренится минутами на бок, все-таки держится на плаву. В критические минуты актеры прибиваются к человечески понятному тексту и решительными движениями возвращают ослабевшее было зрительское внимание. 

Что касается «Новой драмы», то мхатовский интерес к ней понятен: во-первых, чеховский МХАТ — один из учредителей фестиваля, впервые случившегося в прошлом году. Во-вторых, явление и словосочетание «новая драматургия» становятся модными. Публика рвется в подвал «Театра.dос» — смотреть спектакль Ивана Вырыпаева «Кислород» и на документальное повествование о том, как сочиняются телевизионные ток-шоу. В афише «Декады», среди прочих, пьеса заключенной орловской женской колонии «Мой голубой друг». Для кого-то такой спектакль — еще и возможность пощекотать себе нервы.

«Декада новой драмы» во МХАТе имени Чехова:

«Лучшие!» Екатерины Нарши — 9, 14, 18 марта

«Потрясенная Татьяна» Паши Бугадзе — 7, 20, 21 марта «Мой голубой друг» Екатерины Ковалевой- 12, 13, 17 марта

«Копенгаген» —15 марта

Фото Виктора СЕНЦОВА

Григорий Заславский


Вернуться к автору
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru