Б

В
Александр Вартанов
Алексей Вдовин
Наталья Ворожбит
Иван Вырыпаев
Г

Д

Ж

З

И

К

Л

М

Н

П

С

У

Ф

Х

Ш




Домашние облака
«Галка Моталко». Центр драматургии и режиссуры
Газета «Культура» (15-06-2005)

В нынешнем сезоне Центр драматургии и режиссуры в основном выпускает спектакли, отличающиеся светлой, наивно-нежной и проникновенной интонацией. Такой была ставшая уже хитом «Скользящая Люче»; такими в целом показались «Сексуальные неврозы наших родителей»; даже в сумрачно-магнетических «Песнях сундука» можно услышать нечто оптимистическое. Новый спектакль «Галка Моталко» по пьесе Натальи Ворожбит в постановке актрисы Московского театра им. А. С. Пушкина Елены Новиковой (ее второй режиссерский опыт) также вписывается в этот лирический хор.

Галка Моталко — главная героиня истории (ее играет Дарья Дроздовская), пятнадцатилетняя девочка, волей случая попавшая в закрытый спортивный интернат. Наивная, может быть, не отличающаяся особенным умом, но распахнутая всему новому, она воспринимает этот поворот жизни как манну небесную. Здесь ей предстоит испытать робкие порывы первой любви и первой дружбы (настоящей, с кровным братанием!), выпить первую рюмку, получить уроки ненависти к взрослым и узнать первое серьезное разочарование. А все это — на фоне изматывающих спортивных будней, почти не откладывающихся в незрелом еще сознании. Куда сильнее безжалостную жизнь «будущих чемпионов» ощущают героини постарше: красотка-кокетка с пушистыми волосами Света Комета (Виктория Исакова) и обаятельная низкоголосая Мила Бацилла (Анна Уколова). Им уже понятно, что помимо искомых рекордов для них жизни нет, а будут ли рекорды, неизвестно. Тем более что перед глазами у них пример изгнанной из интерната подружки, несчастной толкательницы ядра (Юлия Акимова), уже не имеющей возможности выбраться со дна жизни. Не лучше и мальчишкам: что невозмутимый Гена Гамлет (Дмитрий Мухамадеев), что его приятель Андрюха Репин (Алексей Розин), что местный д'Артаньян Сергиенко (Александр Анисимов) хоть и строят из себя маленьких хозяев жизни, но на самом деле боятся ее. Показательна в этом смысле сцена, где все члены компании, крепко нанюхавшись клея, чтобы поплыло сознание и снялись комплексы, по очереди исповедуются друг перед другом, чистосердечно делятся страхами и мечтами.

Спектакль сделан по принципу меняющихся слайдов. Щелчок — и вот улыбающаяся Галка на пороге «новой жизни»; щелчок — вот она победительно вскинула голову в компании сияющих подруг; еще щелчок — и расстроенное, перепуганное домогательствами тренера существо с взлетевшими вверх бровями; еще один — и радостная финальная картинка, на которой все вместе словно за секунду до расставания навсегда. Получается эдакий девичий альбом, отражающий историю взросления и формирования души. Прием «альбома» замечательно работает на оправдание пьесы, где не очень четко прописаны конфликты и многовато старомодного подросткового сленга. Режиссеру и актерам удалось не только придумать историю заново, но и тонко соблюсти интонацию, не впав ни в «тюзовское» переигрывание, ни в чрезмерный розовый наив. Не призванный шокировать, спектакль, однако, задевает за живое. А у кого-то, быть может, вызывает чувство ностальгии по безжалостной и чудесной поре взросления, когда абсолютно все впервые.

Судьбу спектакля уже можно назвать необычной. В день официальной премьеры в Москве отключилось электричество. Однако руководство Центра драматургии и режиссуры приняло героическое решение: ничего не отменять. В результате зрители, сумевшие добраться в тот день до Дома Высоцкого, стали свидетелями уникального представления, сыгранного во внутреннем дворике. Полное отсутствие технических эффектов — света и звука — конечно, внесло в спектакль некоторые сокращения. Но зато заострилась интонация, актеры работали легко, ни единым жестом или взглядом не «театрализуя» действие, а белые надувные облака, качающиеся на фоне настоящего голубого неба, придавали зрелищу особенную трогательность. К тому же само пространство внутреннего дворика с раскрытыми окнами и железной лесенкой выглядело столь эффектно, что непонятно, отчего его до сих пор не использовали как игровую площадку. Быть может, этот опыт позволит центру делать в будущем специальные уличные представления?

Алиса Никольская


Вернуться к автору
 
 Ассоциация «Новая пьеса», © 2001—2002, newdrama@theatre.ru